Записки о путешествии за северную границу
Gared don - Люди деревьев
Вниз по реке
Ostaa - Предание о начале миров

Города и миры
Ulm Sair - Странники океана
Wiir elim - Стражи миров

Письмена
Стороны света
Язык листьев
Письмена Ughej
Общие наречия - простая речь
Общие наречия - высокая речь

Сюжеты и истории
Дети Белого океана




Мнения об экспериментах

 


В дословном переводе – «странники океана», группа племён, обитающих на планете, полностью покрытой льдом.
Фактически суша составляет не более одной десятой площади планеты, и это не материк, а небольшие острова, расположение которых не имеет системы. Лёд в большинстве мест не настолько толстый, чтобы его нельзя было при известном упорстве пробить костяным или деревянным орудием, но и не настолько тонкий, чтобы не выдержать группу идущих людей.
Происхождение племени неизвестно. Судя по тому, что им удаётся, как минимум, не терять в численности в столь сложных условиях, они достаточно хорошо приспособились к холоду и скудной пище. Тем не менее, неясно, как в таких условиях могли возникнуть человекоподобные разумные, вероятно, единственные наземные существа (сведения о мелких животных островов так и остались неподтверждёнными). Предположительно, в прошлом эта планета пережила катастрофу неизвестной природы, в результате которой погибла большая часть наземных живых существ, а оставшимся пришлось выживать в новых тяжёлых условиях.
Как Ulm Sair, так и не более многочисленные жители островов питаются. в основном добывая рыбу и морских животных – а жители островов, кроме того, чудом выживающими растениями. Ulm Sair ведут кочевой образ жизни и презирают жителей островов, но всё же подбирают брошенные им куски древесины и камни для высекания огня – единственное, чего океан не может им дать.

Племена Ulm Sair представляют собой группы из 100-150 людей, иногда меньше (не считая детей). Число таких групп и их распределение в различных областях планеты точно неизвестно. Их мифология и образ жизни, тем не менее, сходны.
Жилища свои они возводят из кусков снега, а крышу делают из шкур, так что собраться и сняться с места (а они нигде не проводят больше двух ночей) не отнимает много времени. Огонь внутри домов жгут крайне редко, дерево берегут. К холоду они привычны, шкур животных и снежных стен им вполне достаточно. Мясо и рыбу поэтому едят сырыми, вместо воды – снег. Разжигают огонь, чтобы натопить воды и подсушить рыбу лишь по особым поводам, вроде рождения наследника у вождя.
Во главе племени вождь, (в буквальном смысле слова - ведущий). Во время дневного перехода он ведёт племя за собой, определяя безопасный путь и выбирая место для стоянки.
Постоянных семей Ulm Sair не создают. Пока женщина ожидает ребёнка, будущий отец помогает ей и оберегает, но как только ребёнок перестаёт нуждаться в молоке матери, родители расстаются навсегда. При этом мальчик остаётся с отцом, а девочка – с матерью. Родитель, оставшийся свободным, может вступить в новый союз, как только ему будет угодно, а второй – когда ребёнок достигнет двух третей его роста. С этого момента он считается совершеннолетним и сам возводит себе дом.

Ulm Sair верят в бога по имени Ulm, то есть Океан. Это источник всей жизни, и после смерти души людей возвращаются к нему (в него). Отсюда и презрение к жителям островов, как к безбожникам, не имеющим почвы под ногами. Олицетворения зла в их мифологии нет, есть лишь понятие о немилости добра как наказании за грех-ошибку.
Отношения племени с богом устанавливают жрецы, пять человек - Ulm Mejf – «Рука Ульма». Жрецы всегда начинают пробивать прорубь, чтобы упросить бога послать пищу для них, а затем уже передают орудия простым людям, а сами идут открывать следующую. Они же с особыми словами могут бросить в порубь приманку – небольшой кусок мяса. После хорошего улова жрецы распределяют добычу между участниками ловли. При рождении ребёнка жрецы не присутствуют – считается, что это событие и без того проявление добрых сил Ulmа. Семейный союз не скрепляется обрядом, но от внимания жрецов и вождя не ускользнёт нерадивый родитель, попытавшийся бросить партнёра до истечения союза или не заботящийся должным образом о ребёнке. При первом подобном проступке совершивший ошибку подвергается общему осуждению и исключается из общения с другими, пока не заслужит прощения. Наказание за повторный проступок – изгнание. По другим поводам наказание приходится применять крайне редко, так как своих вещей у всех, включая вождя, равно немного.

Особый интерес представляет похоронный обряд племени. В соответствии с их верой, после смерти человек возвращается к океану, поэтому вполне естественно, что они хоронят, погружая в прорубь. Но поскольку считается, что человек должен встретиться с богом в ясном уме и перед этим вспомнить всю свою жизнь, в большинстве случаев человека топят в проруби, когда он ещё в сознании. Если член племени становится стар или болен, и в течении нескольких дней не может идти с должной скоростью, ему даётся один день, чтобы подготовится и попрощаться. (Часто человек принимает это решение сам, поскольку воспитан в этой вере с детства, иногда за него это приходится решать вождю). Затем на закате открывают прорубь и под ритуальное пение кладут умершего (фактически ещё живого, но для всех уже мёртвого) на снег. Он должен быть одет в лучшие (то есть самые тяжёлые и многослойные) одежды, а если таких нет (или если у него несколько детей, а каждый по праву может взять что-то в память о нём), его могут завернуть в кусок шкуры-крыши с его дома. Затем его дети (то есть те, кого он вырастил), подходят, чтобы проститься. Затем «умерший» закрывает глаза в знак окончательного прощания с миром, и жрец произносит ритуальную фразу – призыв к присутствующим вспомнить добрые дела уходящего, а ему самому – свои ошибки. Двое жрецов опускают его в прорубь, толкая под лёд, и шкуры оказываются достаточно тяжелы, чтобы утонуть без проблем.
Редко, но случается, что «умерший» пытается оказать сопротивление, тогда жрец оглушает его ударом по голове. Это считается позором, но меньшим, чем смерть без покаяния: в сопротивлении погружению виновато лишь тело, а во внезапной смерти от быстротечной болезни или раны – грешная душа, недостойная оказаться лицом к лицу с богом. Таких умерших погружают без обряда, и племя тут же покидает нечистое место.


 
Hosted by uCoz